Официальный сайт
Версия для слабовидящих
28 декабря 2015

Изменения в законодательстве об отходах производства и потребления, вступающие в силу с 01.01.2016

С 01 января 2016 года вступают в силу изменения в законодательство в области обращения с отходами производства и потребления, внесенные Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В новой редакции изложена статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части установления полномочий органов местного самоуправления.

Так, с 01.01.2016 к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами будут отнесены: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов; а к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в данной области: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В соответствии с положениями ст.ст. 1, 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также требований ст. 24 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ с 1 января 2016 года вступают в силу положения о запрете осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии.

С нового года при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными требованиями, правилами и нормами в области обращения с отходами.

Устанавливается запрет на ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Кроме того, запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации; применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

С 01.01.2016 вступает в силу статья 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которой будут утверждены требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям названных СанПиН.

Изменен порядок сбора и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, причем, обязанность по установлению размера платежа и внесению такой платы при размещении твердых коммунальных отходов возложена на оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

При производстве упаковки, готовых товаров (продукции), после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, могут применяться следующие меры экономического стимулирования: предоставление налоговых льгот; предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и в отношении уплаты экологического сбора; предоставление средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

С 2016 года производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

При этом установлены требования к единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров, а также получения сведений указанной системы, пополнения системы информацией для ее ведения.

С нового года производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

По результатам анализа изменений правового регулирования акцентируем внимание на следующем.

Согласно ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Статьей 24.11 рассматриваемого закона установлено право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления поселений, городских округов в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Проведенный анализ изменений в действующее законодательство в сфере обращения с отходами производства и потребления свидетельствует о целесообразности их детального изучения органами местного самоуправления в целях своевременной подготовки материалов и документов, необходимых для работы регионального оператора в границах конкретного муниципального образования.

Старший помощник прокурора

Первомайского района В.В.Атаманова


Видеорепортажи

Фестиваль
10 октября 2016