Официальный сайт
Версия для слабовидящих
31 декабря 2015

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное урегулирование споров – это процедура, позволяющая налогоплательщикам и налоговым органам выяснить противоречия и разногласия на первой стадии их возникновения, в период после завершения налоговой проверки или после выявления налогового правонарушения, не обращаясь сразу в судебные органы.

В настоящее время каждый налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права.

Возражения на акт налоговой проверки не являются обязательными (п. 6 ст. 100 НК РФ), но именно от того, есть они или их нет и насколько они обоснованны, зависит вероятность возникновения в дальнейшем спора с налоговым органом, который обязательно нужно будет попробовать урегулировать до суда. Поэтому возражение на акт налоговой проверки - это не жалоба, а документ, который ей предшествует. Срок на представление возражений определен налоговым законодательством в течение одного месяца со дня получения акта.

Подготовка апелляционной жалобы на решение налогового органа о привлечении или отказе в привлечении к ответственности - обязательная для налогоплательщика в случае несогласия с принятым решением. Эта стадия позволяет впоследствии реализовать свое конституционное право на судебную защиту при налоговом споре.

В порядке апелляционного обжалования обжалуются два вида решений:

- о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности

Обжалование ненормативных правовых актов налоговых органов осуществляется согласно административной иерархии: жалоба подается в налоговый орган, допустивший нарушение законодательства, который в течение трех рабочих дней с момента ее поступления направляет в вышестоящий налоговый орган.

Для решений налоговых органов, принятых по итогам налоговых проверок, НК РФ предусмотрены две процедуры досудебного обжалования таких решений в вышестоящем налоговом органе:

1) апелляционный порядок обжалования;
2) общий порядок обжалования.

Выбор одной из применяемых процедур зависит от того, вступило в силу обжалуемое решение на момент обращения с жалобой или нет. Если решение еще не вступило в силу, то оно может быть обжаловано в апелляционном порядке. Если же к моменту обжалования такое решение уже введено в действие, то оно может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе, но уже не в апелляционном порядке, а по общим правилам, предусмотренным ст. ст. 139 - 141 НК РФ.

На официальном сайте ФНС www.nalog.ru содержатся образцы апелляционной жалобы и просто жалобы (более универсальный). С помощью электронных сервисов можно узнать о том, рассматривается ли жалоба (услуга "Узнать о жалобе"). Услуга доступна и в отношении обращений, поступивших в региональные управления ФНС. Также уже введен в эксплуатацию на официальном сайте интерактивный сервис "Решения по жалобам". В данных решениях содержится правовая позиция по многим важным вопросам налогообложения, которая может быть учтена налогоплательщиками в своей деятельности при налоговом планировании и оценке предпринимательских рисков.


Видеорепортажи

Фестиваль
10 октября 2016